Обращение коллектора по поводу чужих долгов: на чьей стороне закон?

Нередки случаи, когда коллекторы звонят тем людям, которые никогда не брали кредита, - коллекторы требуют вернуть чей-то долг. Так, от навязчивого приставания долговых агентов не застрахован никто.
Существует три типа ситуации, при которых представители КА требуют возврата некоего займа:
- Коллекторское агентство перекупило долг у банка, в договоре которого заемщик указал ложный номер, или представил его, как номер поручителя. В этой ситуации коллекторы могут звонить и спрашивать у поручителя, когда должник вернет деньги. Поскольку, согласно договору – поручитель является гарантом того, что заемщик вернет денежные средства. Если тот, кому коллектору звонят по поводу чужого долга знаком с должником, то можно назвать координаты, где он находится, или самостоятельно потребовать сумму с помощью подачи искового заявления. Что касается коллектора, то его звонок в таком случае вполне законен, и ничего не нарушает.
- В коллекторском договоре, человек, которому постоянно звонят коллекторы вписан как контактное лицо. То есть, этим лицом может оказаться знакомый должника, его коллега, сосед или дальний родственник. В этом случае представитель КА может потребовать уплаты долга только в том случае, если этот человек стал наследником заемщика. В остальных случаях подобные звонки могут рассматриваться как факт вымогательства, и коллекторское агентство и банк могут быть привлечены к ответственности за нарушение закона РФ «О персональных данных».
- Договор займа не имеет никакого отношения к человеку, которому звонят сотрудники КА. Тогда их действия совершенно не законны. Человеку, которому поступают звонки, нужно разобраться в том, кто выступает заемщиком, где он брал данный займ, и как чужой номер телефона стал вдруг контактным. После чего нужно обратиться в банк, и получить выписку о том, что человек, которому звонят из КА – задолженностей не имеет. Копия такой выписки отправляется в КА.
Что делать, если коллекторы продолжают звонить после того, как долг погашен?
Случается, что должник выплатил всю сумму банку, но тот, в свою очередь, успел перепродать долг КА, и, последние продолжают одолевать звонками.
Коллекторы используют два метода воздействия:
- угрозы физической расправы;
- психологическое давление.
В этом случае остается одно – обратиться в полицию или в суд. Звонки коллекторов хорошо записывать на диктофон, и с этими записями идти в полицию.
Как справиться с навязчивыми коллекторами?
Важно помнить, что любая угроза коллекторов – это прямое нарушение закона.
За звонки представителя КА по чужим долгам или по задолженности, которая уже выплачена, он может быть привлечен к ответственности по статьям 119 и 163, за угрозу причинить вред здоровью и вымогательство.
Звонки на работу, родственникам и коллегам могут расцениваться как желание распространить информацию личного характера, в этом случае ответственность понесут как коллекторы, так и банк, выдавший кредит, поскольку таким образом нарушается банковская тайна.
Как вести диалог с коллекторами?
Прежде всего стоит записывать звонки коллекторов. А во-вторых, вести диалог следующим образом, задавая такие вопросы своему оппоненту:
- Попросите представиться того, кто звонит, назвать должность, имя и отчество;
- Попросите назвать юридический и фактический адрес компании, и ее контакты;
- Узнайте ФИО заемщика, который оформлял договор по кредиту с конкретным банком.
Советы по общению с коллекторами
Объясните коллекторам, что тот человек, которому они звонят, задолженностей не имеет, и, что при повторяющихся звонках, адресат будет вынужден обратиться в полицию.